Организация работы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и воспитанию у дошкольников здорового образа жизни
22.04.2025
Организация
работы
по профилактике наркомании,
алкоголизма, табакокурения
и воспитанию у
дошкольников здорового образа жизни.
Наркотики,
алкоголь, табак и дети. Эти слова, само сочетание которых кажется
противоестественным, сегодня все чаще ставятся рядом. К сожалению, приходится
признать, что общество оказалось бессильным перед натиском дурмана. Число юных
поклонников наркотиков, алкоголя, никотина год от года растет. Среди них
– не только дети из неблагополучных семей, т. е. традиционная группа риска, но
и внешние благополучные подростки, не вызывающие особых тревог у педагогов и
родителей. Психоактивные вещества становятся привычными среди молодежи, плащ
черного дурмана может накрыть любого ребенка – большого или маленького,
мальчика или девочку.
Тут же
возникает вопрос: а когда нужно начинать воспитывать у детей устойчивость к
пагубному соблазну? Возможно, наш ответ покажется неожиданным для многих
взрослых, но мы твердо убеждены – формировать «иммунитет» против ПАВ следует с
раннего возраста.
На данный момент
доказано, что наиболее эффективной в этом плане является первичная
личностно-ориентированная профилактика вредных привычек, грозящих большой бедой
и ребенку, и его окружении.
Организация образовательного процесса на личностно-ориентированной основе,
требует от взрослых создание условий обеспечивающих гармоничное
развитие личности и здорового ребенка. Вопрос охраны здоровья детей,
формирования культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним
из важнейших направлений деятельности педагогического коллектива МБДОУ № 32
"Аленький цветочек".
Основные задачи
здоровьесберегающей деятельности ДОУ:
1. Сохранение и
укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования
доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации
двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение
активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное
партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их
здоровья, развитии творческого потенциала.
Здоровьесберегающая
деятельность в Детском саду осуществляется в следующих формах:
-Медико-профилактическая;
-Физкультурно-оздоровительная;
-Информационно-просветительская;
-Спортивно-досуговая;
-Безопасность
и защита прав ребенка.
Медико-профилактическая.
Медико-профилактическая
деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под
руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими
требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи этой
деятельности:
- организация
мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского
здоровья; Он помогает выявить ряд характеристик организма, исключить знакомство
ребенка с наркотиками.
- организация и контроль питания
детей, физического развития, закаливания;
- организация
профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма
(например: иммунизация, витаминотерапия, оздоровление фитонцидами, полоскание
горла противовоспалительными травами, профилактика простудных заболеваний с использованием
природных адаптогенов, щадящий режим в период адаптации и т.д.).
- организация
контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических
нормативов – СанПиН;
- организация
здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительная
Физкультурно-оздоровительная
деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи
этой деятельности
- развитие
физических качеств;
- контроль
двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
- воспитание
привычки повседневной физической активности;
- оздоровление
средствами закаливания.
Физкультурно-оздоровительная
деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по
физической культуре, а также педагогами - в виде различных гимнастик,
физкультминуток, динамических пауз и пр.;
Информационно-просветительская.
Информационно-просветительская
деятельность включает в себя работу с семьей и персоналом детского сада.
Задача
информационно-просветительской деятельности – разъяснять и
информировать родителей и персонал об особенностях и своеобразии развития
детей, формировать у них устойчивую потребность в обеспечении своего здоровья и
здоровья детей, мотивировать на здоровый образ жизни.
Для родителей проводятся
консультации «Ребенок в алкогольной семье», «Если Ваш ребенок начал курить»,
тренинги «Долго ли до беды?», семинары- практикумы «Здоровье ребенка в ваших
руках», памятки об укреплении и сохранении Здоровья.
Спортивно-досуговая.
Эта деятельность
направлена на приобщение детей к спорту, включение и участие в соревнованиях и
воспитание потребности в движении и активном образе жизни. Организуются
тематические физкультурные досуги «Мама, папа и я спортивная семья»,
праздники «Осень в гости к нам пришла – витамины принесла», и др.
Систематически организуются «Недели Здоровья», «Дни здоровья».
Безопасность
и защита прав ребенка.
Одной из основных
задач в работе с дошкольниками является обучение правилам личной безопасности,
привитие навыков правильных действий в случае ЧС. Основной целью является
воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной
безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Оптимальными
методами реализации программы в ДОУ являются проблемное и игровое обучение.
Используются также метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод
побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и
поисковых ситуаций.
Предметно-развивающая
среда включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные
игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном
уголке, наглядную информацию для родителей, тематические фотовыставки
«Мои замечательные родители», «Мы за здоровый образ жизни», «Папа, мама и я -
спортивная семья», выставки детского творчества «Моя Мама!», «Здоровье в наших
руках», «Наше счастливое детство».
В ДОУ оформлены и действуют стенды для детей и родителей: «Правила
безопасности», «Правовое образование в ДОУ», «Как избежать неприятностей».
Со всеми сотрудниками
ДОУ согласно графика проводятся инструктажи по
охране жизни и здоровья дошкольников, проводится контроль по выполнению
инструкций.
В учебном году коллектив детского сада продолжил работу по
проблеме защиты прав и достоинств маленького ребенка, данный вид деятельности
становится системным.
Образовательная
здоровьесберегающая деятельность.
Этот вид
деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья,
дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к
здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
В осуществлении
Образовательной здоровьесберегающей деятельности задействованы практически все
сотрудники детского сада
В учреждении
проводится систематическая работа по охране и укреплению здоровья детей,
деятельность педагогов, родителей и медицинских работников взаимосвязана
и скоординирована.
Педагогический
коллектив в своей работе придерживается следующих основных направлений:
- оценка здоровья
ребенка при постоянном и ежедневном контроле его состояния;
- создание условий
для двигательной активности, эмоционального, интеллектуального,
социально-нравственного здоровья ребенка и квалифицированной помощи по
укреплению здоровья детей;
- помощь,
педагогическая поддержка в период адаптации ребенка к условиям детского сада;
- обеспечение
двигательного режима для каждой возрастной группы с учетом ее специфики и
возраста;
- создание
целенаправленной системы по взаимодействию с родителями;
- организация
совместно с медицинским персоналом профилактических и оздоровительных
мероприятий;
- воспитание у
дошкольников потребности в здоровом образе жизни;
- воспитание у дошкольников
уверенности в своих силах и возможностях: утверждение демократического стиля
общения взрослых с детьми, формирующего адекватную самооценку
детей. Используются образовательные технологии, направленные на
формирование активного образа жизни, навыков и привычек саморегуляции.
Просвещение дошкольников в образовательной деятельности осуществляется
педагогическим коллективом в едином комплексе с нравственным, трудовым,
патриотическим и физическим воспитанием. Главная задача - добиться не только
хорошего знания детьми особенностей действия психоактивных веществ на организм,
нравственно-правовых норм нашего общества, но и научить руководствоваться этой
информацией в жизни.
Дети дошкольного возраста мало информированы о психоактивных веществах.
Ранняя профилактика
наркотизма среди дошкольников должна носить комплексный характер, рассматривать
вопросы предупреждения любых его проявлений.
Таким образом, осуществляется информирование детей данной возрастной категории
о вреде наркотиков на уровне ассоциативного образа без упоминания наркотиков и
формируется ассоциативно-негативная карта наркотизации.
Содержание предлагаемого курса для дошкольников охватывает широкий спектр тем,
интересных детям, от умения общаться, дружить до поиска ответов на вопросы:
«Для чего человеку необходимо здоровье?», «Какие существуют методы сохранения и
укрепления здоровья?», «Как вырастить привычку», «С кем стоит и с кем не стоит
дружить?» и др.
Занятия учитывают возрастные особенности детей и носят развивающий характер, в
них активно используются приёмы группового взаимодействия: ролевые игры,
дискуссии, упражнения «Умей распознать», «Путанка», «Прогулка по парку» и т.п.
подобный подход к изучаемому материалу настраивает детей на активную
самостоятельную работу, позволяет открыто высказывать свои мысли по обсуждаемым
вопросам, формировать у детей адекватные антинаркотические установки с
расширением возможностей социальной адаптации.
Ожидаемые
результаты.
• Подготовка
дошкольников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан,
способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и
общественно-политическую ситуацию.
• Стабилизация, снижение темпов
роста заболеваемости наркоманиями и другими видами зависимости от психотропных
веществ.
• Уменьшение
факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди
детей.
• Формирование
навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и
личностных ресурсов у дошкольников.
• Развитие
системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.