Содержание Раздел I 1.1. 1.2. 1.3 1.4 1.5 Раздел II 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. Паспорт программы……………………………… Пояснительная записка…………………………… Актуальность……………………………………… Анализ кадровых ресурсов……………………….. Риски……………………………………………….. 3 4 4 5 6 Цель и задачи программы………………………… Основные направления программы……………… Ресурсное обеспечение программы……………… Механизмы реализации программы……………... План реализации программы…………………….. Ожидаемые результаты программы развития кадрового потенциала…………………………….. Мониторинг реализации программы…………….. 6 7 8 8 9 13 13 Приложение 3.1 Распределение педагогов по группам…………… 16 2 1.1. 1.2. Раздел1 Паспорт программы профессионального развития педагогов Детского сада №43 Наименование программы Разработчик программы Цель программы Программа профессионального развития педагогов Детского сада №43 на20212024 годы Рабочая группа Детского сада №43 Механизм реализации программы Основными участниками реализации Программы являются администрация ипедагогическийколлективобразовательногоучреждения,способныереализов ать поставленные цели и задачи Программы. Стратегическая цель: Повышение качества реализации ООП через профессиональное развитие педагогов Детского сада №43 Конкретная цель: Создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности и формирования творчески работающего коллектива педагогов Задачи программы Обеспечить стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогов, их профессионального развития. Повысить уровень квалификации педагогов на основе оценки уровня квалификации. Совершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Повысить качество методической помощи педагогам на основе выявленных образовательных потребностей. Выйти на новый уровень организационной культуры учреждения. Сроки реализации 2021-2024 годы Ожидаемые Стабильноеукомплектованиепедагогическимикадрамиобразовательно результаты гоучреждения. Готовность педагогических работников к использованию ИКТ в педагогическом процессе и повышения компетенций. Мотивация к качественному педагогическом труду. Увеличение доли педагогических работников, реализующих инновационные технологии, принимающих участие в конкурсах, творческих группах. Повышение уровня квалификации педагогов (по результатам оценки уровня квалификации педагогов, контрольно-оценочной деятельности). Удовлетворенность участников качеством организованных методических мероприятий. Пополнение нормативной базы дошкольного учреждения (положение о разработке индивидуальной профессиональной программы развития педагога (далее ИППР), Регламент аттестации на соответствие занимаемой должности). Успешное прохождение педагогами аттестации для повышения уровня квалификации педагогов. Сформированность творчески работающего коллектива педагоговединомышленников. Качественная реализация ООП ДО (по результатам ВСОКО). 3 Система организ. контроля Текущий контроль осуществляет заведующий, ст.воспитатель 4 1.2 Пояснительная записка Программа профессионального развития педагогов Детского сада №43 (далее Программа) является документом, который направлен на создание условий для личностного развития педагогов, повышения квалификационного уровня, уровня профессиональной компетенции и творческой инициативы. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012№273Ф3. 2. ПриказМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот17.10.2013№1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N30384). 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот13.08.2013г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от18.10.2013г.). Профессиональный стандарт «Педагог(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования )(воспитатель, учитель)». 1.3 Актуальность В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительныеизменения,какворганизации,такисодержаниипедагогическойдеятельностиколлект иваДОУ.Появиласьреальнаявозможностьдлястандартизацииобразованиякакдеятельностииповы шениякачестваобразования. В период перехода к продуктивному личностно-ориентированному образованию, однойизглавныхзадачявляетсяпрофессиональноеразвитиепедагогическогоколлектива.Дошкольн омуучреждениюнеобходимпедагог: владеющий новыми технологиями организации педагогического процесса, умеющий осуществлять психолого-педагогическую поддержку, способный реализовать принципы построения образовательного процесса, ориентированный на личность ребенка мотивированный на профессиональное совершенствование. Между тем, следует признать, что большая часть инновационных направлений дошкольногообразованияреализуетсяневсегдапродуктивноикачественно,уровеньквалификациип едагоговне позволяет качественно реализовать ООП. Это выражается в том, что по результатам контрольно - оценочной деятельности, выявлено, что педагоги при выборе методов и приемов не учитывают индивидуальные возможности детей, особенности группы. Возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать использование современных методов работы со взрослыми и внедрение нестандартных форм по развитию у педагогов новых профессиональных качеств, а так же оптимизация существующей модели повышения профессионального мастерства педагогов за счет ресурсов дошкольной организации. 5 Уровень квалификаций педагогических работников образовательного учреждения долженсоответствоватьквалификационнымхарактеристикампосоответствующей должности. При этом педагогические работник и должны обладать основными компетенциями в: - организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; - организации различных видов деятельности и общения воспитанников; - организацииобразовательнойдеятельностипореализацииосновнойобщеобразовательнойпрогр аммыдошкольногообразования; - осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения; - методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно - коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе. Предъявляются также требования к непрерывности профессионального развития педагогических кадров. 1.4 Анализ кадровых ресурсов ДОУ Дошкольное учреждение 100% укомплектовано педагогическими кадрами. Общий состав коллектива ДОУ: 32 человека. Педагогический коллектив состоит из 14 педагогов. Образовательный процесс в ДОУ осуществляют 9 воспитателей, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Педагогический коллектив последние годы обновляется, в том числе за счет ротации кадров. В ДОУ преобладают педагоги зрелого возраста, которые имеют большой стаж педагогической работы, Анализ данных показывает: Распределение педагогического персонала По стажу педагогической работы Стаж педагогическо й работы До 5 лет От 5 до 10 лет От 10 до 20 лет Свыше 20 лет чел/ % 3 чел/21% 0чел/0% 4 чел/29% 7 чел/50% По уровню образования Образование Количество педагогов % Высшее 6 43 Среднее специальное 8 57 По уровню квалификации Квалификационные категории Количество педагогов Высшая Первая Соответствие Без категории 6 5 1 2 % 43 36 7 14 6 Педагоги детского сада постоянно повышают свою квалификацию через: прохождение курсов повышения квалификации; самообразование; участие в работе ГМО; конкурсное движение. Проводимый анализ кадрового потенциала учреждения выявляет как позитивные, так и негативные тенденции: преобладание в коллективе устаревших подходов к образовательному процессу; слабая готовность педагогов работать в условиях, предъявляемых федеральными государственными стандартами; недостаточная готовность некоторых педагогов к инновационной деятельности; недостаточная активность некоторых педагогов в профессиональном развитии и передаче своего опыта работы. Программа направлена на профессиональное становление и развитие педагогов на основе оценки уровня квалификации. Инновационная направленность Программы состоит в использовании педагогами в процессе профессионального развития современных технологий, стремление к инновационной деятельности и внедрению новообразований в педагогический процесс в условиях реализации ФГОС ДО (технологии проектирования, информационные технологии, педагогические, социальные, творческие отчеты, презентации и пр.) 1.5 Риски Пассивность педагогов, нежелание перестраивать свою деятельность. Недостаточная эффективность положения о стимулировании. «Стойкое сопротивление» некоторых педагогов к введению образовательных инноваций. Раздел 2 2.1 Цель и задачи программы Цель Программы: Создание условий для обеспечения профессионального роста мастерства педагогов, способных осуществлять качественное дошкольное образование в условиях введения и реализации ФГОС ДО и формирование творчески работающего коллектива. Программа рассчитана на 4учебных года и решает поставленные задачи: 1. Разработать системный подход к организации непрерывного образования и повышения профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ через: применениетакихинтерактивныхметодовкак:деловыеигры,Мозговойштурм,презентация. Созданиевнутреннейсистемыповышенияквалификации(теоретическиесеминары,деловы еигры,практикумы, творческие группы и т. д.). Сотрудничество с АИСТ «Всеобуч»,НТФИРО. 2. Повышать мотивацию педагогов для активного внедрения инновационных технологий и участия в конкурсном движении через: промежуточную диагностику уровня инновационного потенциала педагогического коллектива. 7 разработкусистемымерпоощрениятворческихпедагогов,проведениеконкурсовразногоуро вня. 3. Совершенствовать систему научно-методической работы,еѐ организация через: развитие восприимчивости педагогов к новшествам через тренинги, дискуссионные площадки, творческие игры, мастер-классы, повышение уровня новаторства и творческой активности воспитателей в коллективе; разработку индивидуальных планов личностного развития педагогов. 4. Активизировать творческий потенциал педагогов по обобщению передового педагогического опыта и его распространения через: активноеучастиепедагоговвметодическойработенауровнеДОУ,города:работавсоставетво рческихгрупп; участие в выставках материалов передового педагогического опыта; своевременное ведение и пополнение портфолио педагогов; наставничество у молодого специалиста. Принцип непрерывности профессионального развития педагогических работников (задан федеральным государственным образовательным стандартом); Принцип партнёрства (предполагает определение круга актуальных и потенциальных партнёров в образовательном пространстве детского сада, города, консолидацию их усилий, обеспечение устойчивости развития за счёт системного эффекта взаимодействия); Принцип саморазвития (определяет приоритетность актуализации внутренних источников развития, интенсификацию развития, способность адаптироваться в изменившейся ситуации). 2.2 Основные направления программы Психологическая и методическая поддержка. Непрерывность профессионального развития. В детском саду разработан алгоритм поддержки и развития кадрового потенциала. 1. Определение педагогом дефицита компетентности (диагностика профессиональных барьеров: субъективно – «что я не знаю, не умею, но хочу узнать», объективно – «что я должен уметь делать»). 2. Педагогговорит,чтохотелбывнедритьтехнологиюпроектирования,нонезнает,какэтосделать. 3. Определение цели повышения квалификации педагога как преодоления дефицита компетентности. 4. Составление индивидуальной программы обучения педагога. 5. Программа представляет собой индивидуальные консультации, взаимопосещения занятий, изучение психолого-педагогической литературы, проведение семинаров-практикумов. 6. Определение индивидуального учебно-методического комплекса для сопровождения развития технологической компетентности педагога. 7. Коррекция общей программы повышения квалификации с учетом включения индивидуальных программ. 8. Реализация программы повышения квалификации педагогов. 9. Определение результативности обучения на основе требований, предъявляемых к технологической компетентности. 10. Проведение самоанализа, наблюдения и оценка деятельности педагога с помощью других методов. 11. Рефлексия (самоанализ и самооценка результатов работы и обучения). 12. Определение перспектив дальнейшего развития. 8 2.3 Ресурсное обеспечение Программы Кадровое обеспечение. Для повышения эффективности методической работы педагогический коллектив детского сада разделен на четыре группы, педагоги, которые отличаются уровнем профессионального мастерства. Определены задачи профессионального развития каждой группы, а также формы работы с педагогами по двум направлениям развития: совершенствование профессиональных компетенций и непрерывность профессионального развития. Первая группа Педагоги обладают высокими педагогическими способностями, главные проводники новых технологий. Имеют первую и высшую квалификационную категорию. Вторая группа Педагоги, совершенствующие педагогическое мастерство. Имеют стаж работыболее5лет. Третья группа Педагоги на этапе становления педагогического мастерства. Группу составляют педагоги, имеющие стаж работы от 3 до5 лет. Четвертая группа Молодые педагоги.(см.приложение№1) Обеспечение Программы Материально-техническое обеспечение Технические средства обучения: ноутбук (2), видеопроэктор (1) магнитофон(1), колонки, принтер (2) Методическое обеспечение: Информационное обеспечение: Медиатека; необходимый дидактический материал; библиотека учебнометодической литературы и подписных методических изданий. Подключена сеть Интернет(модем). Регулярно обновляется банк нормативноправовой документации ДОУ.ПедагогиДОУ-100 %владеют ИКТ 2.4 Механизм реализации программы 1. Диагностический этап Основное содержание. Разработка диагностических карт профессионального мастерства. Проведение анкетирования, в результате которого выясняется, по каким направлениям воспитатель хотел бы усовершенствовать свои знания, в чем заключаются трудности в профессиональной деятельности. Практический результат. Разработка индивидуального маршрута профессионального развития педагога. 2. Практический этап. Основное содержание. В процессе практической деятельности происходит совершенствование теоретических знаний и практических навыков; разнообразные формы позволяют передавать опыт, знакомиться с новыми технологиями воспитания, образования и развития дошкольников;системадополнительногообразованияпредоставляетреальныевозможностидлясов ершенствованияпрофессионализмаличности и деятельности Практический результат. Разработка рекомендаций по планированию, организации и проведению образовательной работы с детьми. Разработка конспектов (технологических карт) мероприятий, проектов, методических пособий. 9 3. Аналитический этап. Основное содержание. Объективная оценка уровня профессионализма, актуализация потенциальных способностей и активизация внутренних резервов. Практический результат. Осуществление рейтинговой системы оценки качества образовательной деятельности как инструмента развития и саморазвития воспитателей. 2.5 План реализации Программы Мероприятия Планируемый результат 1. Мониторинг актуального Статистические состояния кадровой обстановки в данные ДОУ. мониторинга 2. Разработка стратегии повышения Укомплектованн привлекательности ДОУ для ость кадрами квалифицированных кадров комплекс мероприятий по привлечению к работе в ДОУ молодых специалистов (система материального стимулирования молодых специалистов, тренинги коммуникативного взаимодействия в коллективе, внедрение наставничества);-комплекс мероприятий по стимулированию педагогического труда работников учреждения (создание оптимальных условий для самореализации через конкурсы проф. мастерства, проектную деятельность, обеспечение возможности дальнейшего обучения, возможности повышения квалификации, аттестации на более высокую кв. категорию, материальное стимулирование);комплекс мероприятий по поддержанию кадров с большим трудовым стажем (мероприятия по профилактике профессионального выгорания и др.) Организация работы по Высококвалифи повышению профессиональной цированный, компетентности сотрудниковДОУ:- стабильно разработкапрограммыповышенияур работающий овняпрофессиональногомастерства; коллектив систематическая курсовая подготовка сотрудников учреждения (не реже 1 раза в 3года); - повышение правовой культуры сотрудников учреждения в рамках 10 сроки ответственный ежегодно Заведующий, ст. воспитатель 2021-2022 уч.г. Заведующий, ст. воспитатель ежегодно Заведующий, ст. воспитатель деятельности нормативноправового лектория - обеспечение возможности для занятий опытно-экспериментальной и исследовательской деятельностью мониторингэффективностимер оприятийпоповышениюпрофессион альнойкомпетентностисотрудников ДОУ. 2021-2025гг. 5.Мероприятияпоаттестациипедаго Повышение Заведующий, ст. гическогоперсонала: квалификационн воспитатель - изучение нормативно-правовых ой категории документов, регламентирующих педагогического процедуру аттестации персонала педагогических и руководящих учреждения. работников, приведение в соответствие с современными требованиями нормативных актов ДОУ; - портфолизация педагогического персонала; - систематизация банка передового педагогического опыта разного уровня; 2021-2025гг. Заведующий ДОУ 6.Совершенствование и Нормативные утверждение в новой редакции документы. локальных актов учреждения, касающихся деятельности сотрудников (Правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, Коллективный договор, положения). Школа профессионального мастерства Мероприятия для профессионального роста начинающих педагогов Мероприятия Ответственный Планируемые результаты 1.Стимулирование Система материального Заведующий Выплата стимулирующего стимулирования и поддержки характера молодых специалистов 2.Самообразование Помощь педагогу в выборе темы ст. воспитатель Формулировка темы самообразования самообразования Сопровождение педагогов по теме ст. воспитатель Рекомендации по теме самообразования самообразования ст. воспитатель Представление результатов работы по Выступление на заседании теме самообразования на заседании методического объединения методического объединения. 11 3.Наставничество План работы с молодыми педагогами. Заведующий, ст. воспитатель Обеспечение стартовых возможностей для повышения уровня профессионального роста молодого педагога. Адаптация молодых специалистов к условиям работы в детском саду. Совершенствование личностных и профессиональных качеств 4.Подготовка и прохождение аттестации Информационное сопровождение ст. воспитатель Повышение удельного подготовки к и прохождения веса численности процедуры аттестации педагогических работников ДОУ прошедших аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности Повышение квалификации в процессе получения высшего образования Заведующий, ст. воспитатель Укомплектованность ДОУ педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование. Заведующий Предоставление воспитателю Повышение удельного веса (педагогу)возможности для численности педагогических повышения квалификации. работников ДОУ ,повысивших квалификацию в институтах повышения квалификации, 5.Профессиональный рост педагогов с использованием оснащения методического кабинета Подписка ДОУ на профессиональные Заведующий, Повышение удельного веса журналы и газеты, предоставление ст. воспитатель численности педагогических информационных ресурсов в сфере работников ДОУ, ставших профессионального образования и читателями ИКТ профессиональных журналов и газет, пользователей ИКТ. Функционирование медиатеки ст. воспитатель Повышение удельного веса численности педагогических работников ДОУ, ставших пользователями медиатеки. 6.Участие во внутренних и муниципальных мероприятиях, направленных 12 на повышение уровня профессионального роста педагогов Организация участия во внутренних, ст. воспитатель Включенность в работу и муниципальных, городских участие в их подготовке. мероприятиях, направленных на Овладение педагогами повышение уровня различными технологиями профессионального роста обучения, развития и педагогов(семинаров, консультаций, воспитания. конференций и т.д.) Мероприятия для профессионального роста педагогов со стажем 1.Стимулирование Система материального Заведующий стимулирования и поддержки Стимулирование педагогических работников к получению максимального количества баллов по соответствующим критериям, указывающим на профессиональный рост педагога 2.Самообразование Помощь педагогу в выборе темы ст. воспитатель самообразования Сопровождение педагога по теме ст. воспитатель самообразования Предоставление результатов ст. воспитатель исследования по теме самообразования на МО, педагогическом совете. Формулировка темы самообразования Рекомендации по теме самообразования Выступление педагога назаседании МО, педагогическом совете, конференции, секции дошкольного образования 3.Подготовка и прохождение аттестации Информационное сопровождение ст. воспитатель Повышение удельного веса подготовки прохождения процедуры численности педагогических аттестации работников ДОУ, прошедших аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности, из них доля подтвердивших соответствие. 4.Предоставление информационных ресурсов в сфере профессионального образования Подписка на профессиональные ст. воспитатель Повышение удельного веса журналы и газеты численности педагогических работников, ставших читателями библиотеки ДОУ. Функционирование медиатеки ст. воспитатель Повышение удельного веса численности работников ДОУ, ставших пользователями медиатеки. 5.Участие в мероприятиях, направленных на повышение уровня профессионального роста педагогов. 13 Организация участия педагогов в мероприятиях на разных уровнях, направленных на повышение уровня профессионального роста педагогов (семинаров, консультаций, конференций и т. д.) ст. воспитатель Обобщениепедагогическогоопытачере зучастиевпрофессиональныхмероприя тиях различного уровня ст. воспитатель Включенность педагогов в работу на различных уровнях, участие в их подготовке. Овладение педагогами различными технологиями обучения, развития и воспитания Диссеминация педагогического опыта в профессиональных мероприятиях различного уровня, периодических изданиях, сети Интернет 2.6 Ожидаемые результаты программы развития кадрового потенциала 1. Создание благоприятных условий для: профессиональногоростаиэффективногоиспользованиякадровогопотенциала; мотивации к качественному педагогическому труду; увеличение доли педагогических работников, реализующих инновационные педагогические технологии, авторские программы, принимающих участие в профессиональных конкурсах разных уровней; повышение социального статуса воспитателя. 2. Повышение уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ; 3. Закрепление кадров в ДОУ и создание условий для привлечения молодых педагогических кадров; 4. Пополнение нормативной базы дошкольного учреждения, регламентирующей сопровождение педагога; 5. Создание модели системной работы по непрерывному повышению квалификации; 6. Успешное прохождение аттестации для повышения уровня квалификации педагогов; 7. Сформированный творческий, креативный коллектив педагогов. 2.7 Мониторинг реализации программы «Поддержка и развитие кадрового потенциала» Система мониторинга Мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогических работников осуществляется на основе квалификационных характеристик должностей работников образования и самооценки педагогической деятельности. Мониторинг осуществляется через изучение опыта работы педагога, заинтересованности в инновациях, овладения педагогическими технологиями, готовности к саморазвитию, результатов участия в семинарах, практических занятиях, степени участия в повышении квалификации. Данные критерии учитываются при стимулировании труда сотрудников, как основы для механизма взаимосвязи новой системы оплаты труда и уровня профессиональной квалификации. При проведении комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов выделено 3 критерия: 1. Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования. 2. Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности. 3. Результативность образовательного процесса. Критерии мониторинга Программы 14 Индикатор Формы и Объект Периодичность Ответственный методы Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования Использование Наблюдение за Педагоги В течение года ст. воспитатель современных педагогической образовательны деятельностью, х программ и контроль технологий Использование Беседа, анализ, Педагоги В течение года ст. воспитатель информационн наблюдения ых технологий Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности. Осуществление Анкетирование, педагоги В течении администрация самообразовани тестирование, учебного года я самооценка, беседа Результативность образовательного процесса Реализация Мониторинг дети 1раз в год (май) ст.воспитатель, образовательно освоения педагоги й программы образовательно ДОУ в полном й программы объеме Удовлетворени Анкетирование, педагоги В течение года Администрация, е беседа, педагоги образовательны самооценка х потребностей детей, родителей (законных представителей ),общества Профессиональная (нормативно-документационная, методическая и образовательная) деятельность педагогов оценивается экспертами по 5-бальной шкале. На основе полученных данных каждый педагог составляет индивидуальный план корректирующих действий и мероприятий. Критерии и показатели профессионального роста педагогов. Критерии Индикаторы Оптимизация деятельности Повышение качества ДО педагогических кадров Количество педагогов, принимавших активное участие в различных конкурсах педагогического мастерства Количество педагогов детского сада, по желавших представить и обобщить свой опыт работы Обеспечение непрерывного Повышение квалификации и наращивание кадрового потенциала в ДОУ профессионального образования Создание условий для повышения и изменения статуса педагогов Создание условий для самореализации и личностного роста педагогов в разработке и реализации образовательных проектов Совершенствование материально-технических условий деятельности педагогов 15 Повышение удовлетворенности Создание условий для профессионального роста образовательным процессом его педагогов участников Представление педагогам пространства для педагогической инициативы Улучшение результативности педагогического мастерства деятельности педагогов за счет роста мотивации и Обобщенные данные мониторинга позволят прогнозировать направления методической работы с педагогическим коллективом, определять его эффективность. Система работы по комплексному развитию профессиональной компетенции педагогических кадров способствует достижению нового качества воспитания, совершенствованию имеющихся у педагогических работников профессиональных компетенций. Заключение. Программа обеспечит стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а так же повышение эффективности образовательного процесса ДОУ. Приложение№1 Первая группа Педагоги обладают высокими педагогическими способностями Шелудько Н.Н. Королихина Н.А. Герасимова М.С. Щетинкина Ю.М. Вторая группа Педагоги, совершенствующие педагогическое мастерство Петренко С.А. Мустакимова А.Г. Мошева Л.Е. Гуменюк Т.И. Колногорова О.В. Селезнёва Е.В. Третья группа Педагоги на этапе становления педагогического мастерства Медведева М.С. 16 Четвертая группа Молодые педагоги Головчанская К.М. Щигорева М.М. Рощектаева Ю.В. 17