ПРИНЯТО: Педагогическим советом Детского сада №43 Протокол № 1 от 31.08.2023 г Приказ № 76 от 31.08.2023 г. ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценки индивидуального развития детей в Детском саду №43 I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1.Положение о системе оценки индивидуального развития детей (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки индивидуального развития в дошкольном учреждении, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки индивидуального развития детей), а также, общественное участие в оценке и контроле индивидуального развития детей. 1.2. Положение представляет собой локальный акт, разработанный в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования: Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования». Комментариями к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования от 28 февраля 2014 год № 08-249. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правили норм 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Устав ДОУ. Образовательная программа дошкольного образования Детского сада № 43. 1.3. Положение определяет порядок проведения оценки индивидуального развитиядетей назначение, цели, задачи, критерии, показатели (индикаторы), способы, процедуры, инструменты осуществления оценки индивидуального развития детей в ДОО, а также хранения в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях. 1.4. Действие настоящего Положения распространяется на всех участников образовательного процесса: педагогических работников, участвующих в реализации образовательных отношений ДОО и родителей (законных представителей) детей. 1.5. Система оценки индивидуального развития детей представляет собой совокупность организационных процедур, норм и правил, диагностических и оценочных инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку динамики развития детей, образовательных достижений воспитанников, эффективности реализации основной образовательной программы дошкольного образования по отношению к каждому ребенку сучетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования в ДОО. 1.6. В условиях ДОО оценка индивидуального развития детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО): - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. 1.7. Положение определяет права, обязанности и ответственность участников образовательных отношений в ходе проведения процедуры оценки индивидуального развития детей – педагогической диагностики. Педагогическая диагностика развития ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью полученияобратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ОП ДО. II.ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ 2.1.Оценка индивидуального развития детей, динамики их развития и образовательных достижений в ходе образовательной деятельности, основанная на методе наблюдения используется как профессиональный инструмент педагога, с целью определения индивидуального образовательного маршрута ребенка, выявленного результативностью образовательного процесса, лежащего в основе планирования педагогического проектирования. 2.2. Задачи: 2.2.1.Индивидуализация образования (может предполагать поддержку ребенка, построение его образовательной траектории или коррекцию его развития в рамках профессиональной компетенции педагога). 2.2.2.Оптимизация работы с группой детей. 2.3. Функции системы оценки индивидуального развития детей: 2.3.1.Определение объекта системы оценки индивидуального развития детей, установление параметров. Подбор, адаптация, разработка, систематизация нормативнодиагностических материалов, методов контроля. 2.3.2.Сбор, обработка и анализ информации по различным аспектам образовательного процесса. 2.3.3.Принятие решения об изменении образовательной деятельности, разработка и реализация индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения детей. 2.4.Принципы системы оценки индивидуального развития детей: -принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации об оценке индивидуального развития детей; -принцип открытости, прозрачности процедуры оценки индивидуального развития детей; -принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки индивидуального развития детей III.ОРГАНИЗАЦИЯПРОВЕДЕНИЯОЦЕНКИИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 3.1. Оценка индивидуального развития проводится Детском саду № 43 (далее Учреждение). 3.2. Оценка индивидуального развития проводится в течение всего времени пребывания ребенка в Учреждении, исключая время, отведенное на сон, фиксируется 2 раза в год – сентябрь, май. 3.3 .Оценка индивидуального развития детей может быть представлена в двух формах диагностики - педагогической и психологической. 3.4.Педагогическая оценка индивидуального развития связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования; направлена на определение наличия условий для развития ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями. 3.4.1 .Оценка индивидуального развития воспитанников осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за активностью ребёнка в спонтанной и специально организованной деятельности, игровой деятельности, организованной образовательной деятельности, бесед, анализа продуктов детской деятельности, специальных диагностических ситуаций, организуемых педагогами и узкими специалистами всех возрастных групп. 3.4.2. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогами и узкими специалистами в сводных картах развития детей, ориентированных на представление информации об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней (форма карты определяется образовательной организацией самостоятельно), а так же в индивидуальную карту развития ребенка, утвержденную приказом руководителя Учреждения, в которой отражается индивидуальная динамика и перспективы каждого ребёнка. Фиксация показателей развития проводится два раза в год (в сентябре и мае): - в начале года определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: (высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню - зона базовых образовательных потребностей, низкому и низшему зона риска); - в конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей. 3.4.3.Процедура оценки индивидуального развития воспитанников связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования и охватывает определенные направления развития и образования (образовательные области). 3.4.4.В качестве показателей оценки развития воспитанников используются показатели, разработанные образовательной организацией в соответствии с ФГОС ДО и на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования. 3.4.5.Фиксация показателей развития выражается в следующей форме: - сформирован (+) - наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым; - находится в стадии становления (уровень близкий к достаточному «0») - проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, дает аналогичные примеры; - не сформирован (недостаточный уровень «-» - не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребенок не дает положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние возрастной нормы развития. Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии ребенка. 3.5 Психологическая диагностика индивидуального развития ребенка, проводится по мере необходимости педагогом-психологом. Ее результаты используются для квалифицированной коррекции развития детей или для решения задач психологического сопровождения развития ребенка (группы детей). Для участия ребенка в психологической диагностике в обязательном порядке требуется согласие его родителей (законных представителей). 3.6.Участники оценивания индивидуального развития детей: - педагоги ДОУ (администрация, воспитатели и узкие специалисты); - воспитанники ДОУ; - родители воспитанников (законные представители). IV. Права и обязанности участников оценивания индивидуального развития детей. Ответственность 4.1.Педагогические работники имеют право на проведение оценки индивидуального развития воспитанников Учреждения в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. 4.2.Родители (законные представители) воспитанников имеют право на ознакомление с содержанием образования, а также с индивидуальными особенностями развития только своего ребенка в рамках освоения образовательной программы дошкольного образования. 4.3. Педагогические работники обязаны: -проводить оценку индивидуального развития воспитанников с утвержденной Положением периодичностью - 2 раза в год (в сентябре и мае текущего учебного года); -вносить результаты педагогической диагностики в индивидуальные карты детского развития и сводные листы освоения детьми образовательной программы по каждой возрастной группе на начало и конец учебного года; -обеспечивать хранение диагностических данных по каждому ребенку на протяжении всего периода пребывания воспитанника в Учреждении; -обеспечивать право родителей (законных представителей) на ознакомление с ходом и содержанием образовательной деятельности в Учреждении, а также в индивидуальном порядке с диагностическими данными их ребенка; -не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (законными представителями); -ежегодно предоставлять заведующему ДОУ отчет об индивидуальном развитии воспитанников с целью общего анализа и вынесения информации на итоговый педагогический совет Учреждения. 4.4. Старший воспитатель обязан: -проводить анализ результатов педагогической диагностики и предоставлять сводную информацию об особенностях освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования на итоговый педагогический совет Учреждения; -осуществлять контроль и методическую помощь воспитателям в проведении процедуры оценки индивидуального развития воспитанников. 4.5.Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность воспитанников, несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за реализацию не в полном объеме образовательной программы дошкольного образования и качество образования воспитанников, а также персональную ответственность за осуществление учета индивидуального развития воспитанников своей группы и соблюдение конфиденциальности V. КОНТРОЛЬ 5.1.Контроль проведения оценки индивидуального развития детей проводится в процессе внутренней системы оценки качества образования в ДОУ и независимой оценки качества образования в ДОУ. (подпункт 4 пункта 1.7. ФГОС ДО; статья 95 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ) VI. ДОКУМЕНТАЦИЯ 6.1.Индивидуальные карты развития воспитанников хранятся в группах до окончания периода пребывания воспитанников в Учреждении. Данные, полученные в результате оценки индивидуального развития, являются профессиональными материалами педагога. 6.2. Результаты оценки индивидуального развития детей, пособия для проведения оценкииндивидуального развития детей дошкольного возраста хранятся в бумажном и (или) электронном виде в методическом кабинете не менее 5 лет. 6.3. Формы учета индивидуального развития воспитанников утверждаются отдельным приказом заведующего Учреждением и могут быть изменены в соответствии с изменениями в законодательстве, а также образовательной программы дошкольного образования и Устава Учреждения. 6.4. Карты диагностик, мониторинга обновляются по мере необходимости.