ПРИНЯТО на Педагогическом совете протокол №1 от «31» августа 2023 г. ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ Детского сада №43 г. Верхняя Салда 2023 год 1. Общие положения 1.1. Дошкольное наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми специалистами и воспитателями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или со специалистами, имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе. 1.2. Дошкольное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области дошкольного образования и методики преподавания. 2. Цели и задачи наставничества 2.1. Цель дошкольного наставничества в образовательном учреждении - оказание помощи молодым специалистам и воспитателям в их профессиональном становлении, а также формирование в Учреждение кадрового ядра. 2.2. Задачи дошкольного наставничества: привить молодым специалистам и воспитателям интерес к педагогической деятельности и закрепить их в образовательном учреждении; ускорить процесс профессионального становления молодого специалиста и воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; способствовать успешной адаптации молодых специалистов и воспитателей к корпоративной культуре, правилам поведения в образовательном учреждении. 3. Организационные основы наставничества 3.1. Дошкольное наставничество организуется на основании приказа заведующего Учреждения. 3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет старший воспитатель Учреждения, в котором организуется наставничество. 3.3. Старший воспитатель выбирает наставника из наиболее подготовленных педагогов по следующим критериям: высокий уровень профессиональной подготовки; развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении; опыт воспитательной и методической работы; стабильные показатели в работе; богатый жизненный опыт; способность и готовность делиться профессиональным опытом; стаж педагогической деятельности не менее 5 (пяти) лет. 3.4. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более 2 (двух) подшефных педагогов. 3.5. Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на педагогическом совете, согласовываются с заведующим Учреждения. 3.6. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен по рекомендации педагогического совета, приказом заведующей Учреждения с указанием срока наставничества. Наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее 1 (одного) года. Приказ о закреплении наставника издается не позднее 2 (двух) недель с момента назначения молодого специалиста на должность. 3.7. Наставничество устанавливается для следующих категорий сотрудников Учреждения: воспитателей, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в Учреждении; специалистов, имеющих стаж педагогической деятельности не более 3 (трех) лет; воспитателей, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения образовательной деятельности в определенной группе (по определенной тематике). 3.8. Кандидатура молодого специалиста, для закрепления за ним наставника, рассматривается на заседании педагогического совета с указанием срока наставничества и утверждается приказом заведующей Учреждения. 3.9. Замена наставника производится приказом заведующей Учреждения в случаях: увольнения наставника; перевода на другую работу подшефного или наставника; привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; психологической несовместимости наставника и подшефного. 3.10. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым специалистом и воспитателем в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля. 3.11. За успешную работу наставник отмечается заведующим Учреждения по действующей системе поощрения вплоть до представления к почетным званиям. 4. Обязанности наставника: 4.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста, воспитателя по занимаемой должности; 4.2. Изучать: деловые и нравственные качества молодого специалиста, воспитателя; отношение молодого специалиста, воспитателя к проведению образовательной деятельности, коллективу Учреждения, воспитанникам и их родителям; его увлечения, наклонности, круг досугового общения; 4.3. Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к специалисту, воспитателю, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности). 4.4. Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом, воспитателем, НОД, режимных моментов и совместных мероприятий с детьми; 4.5. Разрабатывать совместно с молодым специалистом, воспитателем план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь. 4.6. Оказывать молодому специалисту, воспитателю, индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения ОД (занятий), выявлять и совместно устранять допущенные ошибки. 4.7. Развивать положительные качества молодого специалиста, воспитателя, корректировать его поведение в детском саду, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора. 4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, воспитателя, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия. 4.9. Вести дневник работы наставника и периодически докладывать старшему воспитателю о процессе адаптации молодого специалиста, воспитателя, результатах его труда. 4.10. Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, воспитателя, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста, воспитателя. 5. Права наставника 5.1. С согласия старшего воспитателя подключать для дополнительного обучения молодого специалиста, воспитателя, других сотрудников Учреждения. 5.2. Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, воспитателя, как в устной, так и в письменной форме. 6. Обязанности молодого специалиста 6.1. Изучать закон «Об образовании в Российской Федерации», нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности Учреждения и функциональные обязанности по занимаемой должности. 6.2. Выполнять план профессионального становления в установленные сроки. 6.3. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности. 6.4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним. 6.5. Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень. 6.6. Периодически отчитываться по своей работе перед наставником и старшим воспитателем. 7. Права молодого специалиста 7.1. Вносить на рассмотрение администрации Учреждения предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. 7.2. Защищать профессиональную честь и достоинство. 7.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 7.4. Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью. 7.5. Повышать квалификацию удобным для себя способом. 7.6. Защищать свои интересы самостоятельно и через представителя, в т.ч. адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики. 7.7. Требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом. 8. Руководство работой наставника 8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на старшего воспитателя Учреждения. 8.2. Старший воспитатель Учреждения обязан: представить назначенного молодого специалиста, воспитателя, воспитателям Учреждения, объявить приказ о закреплении за ним наставника; создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста, воспитателя, с закрепленным за ним наставником; посетить ОД (занятия) и совместную деятельность с детьми, проводимые наставником и молодым специалистом, воспитателем; организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами, воспитателями; изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении; определить меры поощрения наставников. 8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами, воспитателями несет старший воспитатель. Старший воспитатель обязан: рассмотреть индивидуальный план работы наставника; провести инструктаж наставников и молодых специалистов, воспитателей; обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением; осуществлять систематический контроль работы наставника; заслушать и утвердить на заседании педагогического совета отчеты молодого специалиста, воспитателя, и наставника и представить их заведующей Учреждения. 9. Документы, регламентирующие наставничество 9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: настоящее Положение; приказ заведующего Учреждения об организации наставничества; планы работы педагогического совета; протоколы заседаний педагогического совета, на которых рассматривались вопросы наставничества; методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству. 9.2. По окончании срока наставничества молодой специалист, воспитатель, в течение 10 дней должен сдать старшему воспитателю следующие документы: отчет молодого специалиста, воспитателя о проделанной работе; план профессионального становления с оценкой наставника проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста, воспитателя.